Двигатель, обслуживание

Категория: Тех. обслуживание Опубликовано: 15 Январь 2014
Автор: Nushka Просмотров: 1151

Обслуживание механизмов и систем двигателя

Перечни работ по ТО двух- и четырехтактных двигателей приведены на рисунках ниже. Обслуживание начинают с очистки внешних поверхностей двигателя, ведь грязь ухудшает отвод тепла, нарушая нормальную работу двигателя, особенно если он имеет воздушную систему охлаждения.

Точки обслуживания механизмов и систем двухтактного двигателя

1 — долив охлаждающей жидкости;
2 — очистка (замена) топливного фильтра;
3 — очистка глушителя от нагара;
4 — регулировка карбюратора, очистка (замена) воздушного фильтра;
5 — очистка камеры сгорания от нагара

Точки обслуживания механизмов и систем четырехтактного двигателя

1 — очистка (замена) воздушного фильтра;
2 — очистка (замена) топливного фильтра, регулировка карбюратора;
3 — регулировка зазора в клапанах;
4 — регулировка натяжения цепи (ремня) привода ГРМ;
5 — замена масла в двигателе, замена масляного фильтра

Проверяя затяжку резьбовых соединений основных агрегатов, особенно если двигатель подвергался ремонту (головки цилиндров, маховика и др.), следует контролировать моменты затяжки ответственных деталей при помощи динамометрического ключа. Величины моментов затяжки приводятся в руководствах по ремонту.

Для продления срока службы деталей четырехтактных ДВС важно поддерживать требуемый уровень масла в картере (или масляном баке в двигателях с «сухим картером»). Замену масла (и одновременно масляного фильтра) проводят во время плановых ТО. Сливать отработанное масло (в отдельную тару) следует с прогретого двигателя. Нельзя сливать масло на землю или в водоемы — это недопустимо из-за вреда, наносимого природе и, кроме того, преследуется экологическими службами. Перед утилизацией отработанного масла нужно убедиться в том, что в нем нет металлических крошек, стружки или обломков деталей. В противном случае необходима разборка двигателя, чтобы обнаружить и устранить неисправность. Перед заливкой свежего масла систему смазки рекомендуется промывать специальным промывочным маслом. Если в системе смазки установлен масляный фильтр без сменного элемента(например, центробежного типа — как на мотоциклах «Днепр»), его необходимо извлечь и очистить (промыть).

ТО жидкостных систем охлаждения заключается в поддержании установленного уровня антифриза (он может понизиться из-за негерметичности соединений и выкипания). Доливать нужно жидкость той же марки, какая была залита в систему. Если есть сомнения в качестве антифриза, его плотность проверяют специальным прибором — ареометром для охлаждающей жидкости. Менять охлаждающую жидкость рекомендуется раз в два года или после пробега 50–60 тыс. км. Сливать жидкость в специальную емкость следует из холодного двигателя. Залив новую жидкость до установленного уровня, надо пустить двигатель на несколько минут, а затем остановить его и долить жидкость до требуемого уровня.

ТО системы питания заключается в своевременной очистке (замене) топливного и воздушного фильтров, а также в периодической регулировке карбюратора и его привода. В мотоциклетных карбюраторах регулируют: уровень топлива (положением запорной иглы поплавка), минимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу (упорным винтом дроссельной заслонки и винтом качества смеси), качество смеси (положением иглы, закрепленной на дроссельной заслонке), состав смеси на режимах холостого хода и переходных нагрузок (винтом качества смеси), свободный ход троса привода дроссельной заслонки (регулировочным винтом). В многоцилиндровых двигателях с несколькими карбюраторами их еще регулируют на синхронность работы цилиндров.

При разборке карбюратора проверяют герметичность поплавка и его запорного клапана, уровень топлива. Очищают крышку от посторонних частиц и капель воды, продувают жиклеры сжатым воздухом. После нескольких лет эксплуатации или долгой стоянки топливные каналы карбюратора необходимо промывать специальными жидкостями, которые растворяют смолистые отложения.

Воздушный фильтр, если он бумажный, заменяют, а другие конструкции промывают и очищают. В контактно-масляном фильтре промывают сетчатый элемент и заменяют масло. Пенополиуретановые (поролоновые) фильтры промывают, высушивают и смазывают специальным маслом. Во всех случаях очищают корпус фильтра от отложений, а после установки фильтрующего элемента затягивают хомуты на резиновых соединительных патрубках. Ведь поступление воздуха через неплотные соединения может стать причиной преждевременного износа, а также поломки деталей двигателя из-за переобеднения смеси.

У двухтактных ДВС периодически удаляют нагар из камеры сгорания в головке цилиндра и с днища поршня. Для этого используют ацетон или (предпочтительнее) специальные жидкости. Часто требуется удаление нагара и из глушителя, для чего его прожигают пламенем газовой горелки или паяльной лампы. Выпускные системы с отдельным глушащим элементом не прожигают, а заменяют при необходимости набивку. Выпускные системы двухтактных двигателей как правило выполняются неразборными.

У четырехтактных ДВС потребность в очистке от нагара возникает реже. Поршень и камеру сгорания очищают во время разборки цилиндропоршневой группы при ремонте. Глушитель, если он неразборный (у большинства современных мотоциклов), не требует удаления нагара до конца срока службы.

У четырехтактных ДВС требуется периодически (во время ТО) контролировать тепловой зазор в механизме привода клапанов.

Регулировка клапанного зазора двигателя мотоцикла «Днепр»

а — проверка щупом зазора между клапаном и коромыслом в положении поршня в ВМТ (такт сжатия);
б — установка нужного зазора поворотом регулировочного болта (контргайка отпущена);
1 — щуп;
2 — коромысло;
3 — торец клапана;
4 — регулировочный болт;
5 — контргайка

Проворачивая коленчатый вал, находят такое его положение, когда оба клапана закрыты (конец такта сжатия). Вставляя щупы разной толщины в щель между клапаном и коромыслом (или между толкателем и кулачком распределительного вала), определяют зазор в приводе ГРМ. Регулируют зазор регулировочными винтами (в схеме OHV и OHC) или устанавливая специальные регулировочные шайбы (OHC и DOHC) между кулачком распределительного вала и торцем клапана.

Кроме того, при ТО в ГРМ типа OHC и DOHC (с «верхними» распределительными валами) необходимо периодически регулировать натяжение цепи или ремня привода механизма газораспределения.

по материалам www.zr.ru