Электрооборудование, ТО

Категория: Тех. обслуживание Опубликовано: 15 Январь 2014
Автор: Nushka Просмотров: 1457

Обслуживание электрооборудования

Системы электрооборудования современных мотоциклов требуют периодического осмотра и ТО.

Обслуживание электрооборудования мотоцикла

1 — регулировка фары;
2 — контроль состояния свечей;
3 — очистка контактных колец генератора;
4 — проверка плотности и уровня электролита в аккумуляторной батарее

Кислотные аккумуляторные батареи (кроме отдельного вида необслуживаемых батарей) нуждаются в периодическом осмотре и обслуживании: очистке полюсных наконечников от оксидов, поддержании уровня и плотности электролита. Уровень электролита определяют визуально, поскольку корпус батареи выполнен из прозрачного материала, на который нанесены две горизонтальные линии: минимального и максимального уровня. При пониженном уровне электролита в банки батареи доливают только дистиллированную воду. Для контроля плотности служит ареометр. Значения плотности электролита приведены ниже в табл. Плотность электролита для эксплуатации в различных климатических районах.


Измерение плотности электролита ареометром

Плотность электролита для эксплуатации в различных климатических районах

Допускаются отклонения плотности электролита от значений, указанных в таблице, на ±0,01 г/см3

При разряде плотность падает, значение плотности 1,10–1,12 г/см3 соответствует полностью разряженному аккумулятору. Заряжают аккумуляторную батарею специальным зарядным устройством током строго определенной величины. Подключать зарядное устройство следует так, чтобы наконечник провода «+» был соединен с выводом «+» батареи, а наконечник провода «—» с выводом «—». Современные устройство регулируют силу тока автоматически по мере заряда батареи. Если зарядное устройство не снабжено блоком регулирования, величину зарядного тока берут из инструкции или устанавливают приблизительно равной 1/20–1/10 от величины емкости батареи.

Новые аккумуляторные батареи поступают в продажу без электролита (сухозаряженные). В них следует залить электролит и дать постоять 20–30 минут. После этого следует измерить плотность и при необходимости подзарядить батарею. Электролит рекомендуется покупать готовый. Если его приготовляют самостоятельно, то вливают небольшими порциями концентрированную серную кислоту в дистиллированную воду (но не наоборот!), чтобы кислота не выплескивалась и получаемый раствор не перегревался. Плотность контролируют после охлаждения электролита до 25 °С. Для очистки поверхности батареи от следов электролита, их следует протереть тряпкой, смоченной содовым раствором, смыть водой и протереть сухой тряпкой.

При работе с электролитом следует соблюдать осторожность, не допуская попадания его капель на одежду и особенно на открытые части тела. При попадании электролита на кожу или в глаза их следует промыть большим количеством воды и обратиться к врачу.

Обслуживание генератора и электростартера заключается в очистке его от грязи и пыли, проверке крепления к корпусу и надежности контактных соединений. Если генератор имеет в своей конструкции щеточный узел, проверяют состояние щеток и их пружин. Измеряют высоту выступания щеток, визуально оценивают их рабочую поверхность: она не должна иметь сколы, а радиус кривизны должен соответствовать радиусу сопрягаемой поверхности ротора, щетки должны перемещаться в щеткодержателе без заеданий. Направляющие щеток очищают от угольной пыли (но не смазывают).

При окислении пластин (ламелей) коллектора или контактных колец их обезжиривают и аккуратно зачищают. У мотоциклов с генератором, выполненным в виде отдельного узла, при необходимости смазывают пластичной смазкой подшипники ротора.

Контактные реле-регуляторы включают реле обратного тока и регулятор напряжения. В них проверяют состояние контактов (в случае подгорания или окисления их следует зачистить), при необходимости регулируют специальным винтом усилие, создаваемое пружиной, и зазор между контактами. Современные электронные регуляторы напряжения не требуют обслуживания, кроме удаления грязи с их поверхности и проверки соединения проводов или разъемов.

Регулировка опережения зажигания в контактных батарейных системах («Ява-350»)

а — установка поршня в положение ВМТ;
б — проверка щупом зазора в контактах прерывателя;
в — проверка опережения зажигания с помощью тестера;
1 — стержень, вставленный в свечное отверстие;
2 — болт крепления ротора, за который проворачивают коленчатый вал;
3 — разомкнутые контакты прерывателя;
4 — щуп;
5 — тестер, подключенный параллельно контактам прерывателя

Обслуживание контактных систем зажигания заключается в смазке оси кулачка и фильца, проверке состояния контактов, регулировке зазора между ними и проверке соответствия момента зажигания моменту, заданному инструкцией. При отсутствии подгорания или износа контактов устанавливают зазор между ними (согласно инструкции) при положении поршня в ВМТ такта сжатия. Затем проворачивают коленчатый вал в сторону, обратную рабочему направлению вращения, до тех пор, пока поршень не займет положение, при котором должна возникнуть искра. Величина опережения зажигания (по ходу поршня в мм) приведена в инструкции. Контролируют величину опускания поршня индикатором или другим измерительным приспособлением. В этот момент должно произойти размыкание контактов (при включенном зажигании контрольная лампа, соединенная параллельно контактам, загорится). На многих мотоциклах контроль момента зажигания проверяется автомобильным стробоскопом.

Установка момента зажигания с помощью стробоскопа («Днепр»)

а — расположение стробоскопа напротив смотрового отверстия;
б — увеличенное изображение смотрового отверстия;
1 — смотровое отверстие;
2 — стробоскоп;
3 — метка опережения зажигания на маховике;
4 — метка на картере

Бесконтактные системы зажигания не нуждаются в обслуживании, кроме очистки и проверки надежности крепления элементов. Момент зажигания устанавливают на неработающем двигателе, совмещая установочные метки на роторе и статоре.

Установка момента зажигания в бесконтактных электронных системах («Сова»)

1 — прорезь в статоре генератора;
2 — метка на роторе

Электронный коммутатор обычно делают неразборным, его обслуживание сводится к очистке от пыли и проверке надежности соединения контактов и корпуса с «массой». Проверку работоспособности БСЗ («поиск искры») можно проводить только со свечой, имеющей надежный контакт с «массой». Иначе возможно перегорание коммутатора. Все работы с высоковольтными цепями систем зажигания следует проводить с соблюдением правил безопасности — высокое напряжение опасно для жизни!

К неисправностям свечи относятся пробой изолятора, образование нагара или нарушение зазора между электродами. Важной операцией при обслуживании системы зажигания любого типа является очистка электродов свечи и установка зазора между ними (согласно инструкции). По внешнему виду свечи можно определить правильность ее выбора и исправность двигателя. Слишком «холодная» свеча будет часто выходить из строя, а «горячая» может стать причиной калильного зажигания (работы двигателя при отключенной системе зажигания за счет воспламенения смеси от раскаленных деталей в камере сгорания) и прогорания поршня. Один раз в полгода или после пробега в 5–6 тыс. км следует осмотреть свечу и при необходимости отрегулировать зазор между электродами, а раз в год или после пробега 10–12 тыс. км заменить свечи на новые.

Диагностика свечи зажигания по внешнему виду

а —тонкий слой светло-коричневого налета;
б — матовая черная копоть;
в — блестящий черный маслянистый нагар;
г — толстый слой рыхлых отложений;
д — отложения красного цвета;
е, ж — оплавление, выгорание электродов, трещина на тепловом конусе изолятора или его разрушение (пояснения см. в таблице ниже)

Диагностика двигателя по состоянию свечи зажигания

Регулировка ближнего света фары с асимметричным светораспределением

по материалам www.zr.ru