Трансмиссия, обслуживание

Категория: Тех. обслуживание Опубликовано: 15 Январь 2014
Автор: Nushka Просмотров: 1159

Обслуживание трансмиссии

Обслуживание сцепления заключается в поддержании работоспособности его привода, своевременной регулировке механизма сцепления и свободного хода рычага сцепления

У мотоцикла с правильно отрегулированным приводом выключения сцепления при нажатии рычага и включении первой передачи двигатель, работающий на холостом ходу, не должен глохнуть. Независимо от типа привода (механический или гидравлический), свободный ход рычага сцепления на руле должен составлять 2–3 мм. Свободный ход регулируется изменением длины упора оболочки троса или, в случае гидропривода, изменением длины штока выключения сцепления. При невозможности отрегулировать свободный ход указанным способом пользуются регулировочным винтом, расположенным непосредственно на механизме сцепления. Чтобы получить доступ к нему, следует снять крышку или специальный лючок. Кроме того, у мотоциклов с автоматическим устройством выключения сцепления регулируют зазор между кулачком, закрепленным на оси рычага переключения передач и рычагом выключения сцепления.

Регулировка сцепления с механическим приводом («Урал»)

1 — резьбовой наконечник троса сцепления;
2 — рычаг выжима сцепления;
3 — контргайка;
4 — трос сцепления;
5 — упор оболочки троса;
6 — регулировочный болт

Регулировка автомата выжима сцепления («Ява-350»)

1 — кулачок, закрепленный на оси вала переключения передач;
2 — рычаг выжима сцепления;
3 — регулировочный винт зазора в автомате выжима сцепления;
4 — трос сцепления;
5 — отвертка;

Помимо свободного хода рычага сцепления проверяют состояние его привода. В случае привода тросом, последний должен перемещаться без заеданий, а оплетка не должна иметь механических повреждений. Кронштейн рычага должен быть надежно закреплен на руле, а рычаг — свободно возвращаться в исходное положение после отпускания его рукой. В гидроприводе проверяют уровень жидкости в бачке и состояние шланга и цилиндров: нет ли подтекания жидкости. Если рычаг «проваливается» — значит, в систему гидропривода попал воздух. Для его удаления привод прокачивают, эта процедура аналогична прокачке гидропривода тормозов, описанной в подразделе Обслуживание несущей системы, ходовой части и органов управления.

При внешнем осмотре КП проверяют отсутствие подтекания масла из картера. Если оно есть (а также при периодическом ТО), контролируют уровень масла в КП. Для этого в картере или крышке КП имеются контрольное отверстие, глазок или щуп. По мере надобности масло доливают или меняют, а в случае подтеканий устраняют их причину (заменой сальников или прокладок).

Исправность механизма переключения проверяется на ходу: передачи должны переключаться четко, без заеданий; не допускается их самопроизвольное выключение. После включения каждой передачи рычаг должен сам возвращаться в исходное положение. При обнаружении люфта рычага переключения на оси следует подтянуть стяжной болт рычага.

Работоспособность цепной передачи зависит от состояния ее элементов — цепи и звездочек. Внешний осмотр может выявить износ (выкрашивание, изгиб) зубьев звездочек, а также отсутствие нескольких роликов на цепи. В этом случае узлы и детали следует заменить на новые. Замок цепи должен стоять так, чтобы его разрез был направлен в сторону, противоположную направлению движения цепи.

Проверка цепной передачи

1 — место определения провисания цепи;
2 — место определения износа (вытягивания) цепи

Безопасная эксплуатация мотоцикла возможна лишь при правильном натяжении цепи — оно характеризуется величиной свободного прогиба (провисания) цепи. Обычно свободное провисание цепи составляет 20–30 мм в средней части ветви цепи при включенной нейтральной передаче. После регулировки натяжения следует проверить правильность положения колеса: оно должно находиться точно в продольной плоскости мотоцикла. Уход за цепной передачей заключается в ее периодической очистке, смазке и регулировке. Для цепей «О-ринг» и «Х-ринг» выпускается специальная смазка в аэрозольной упаковке, ею пользуются после очистки цепи от грязи.

Карданная передача более долговечна, чем цепная, и требует меньше внимания. При осмотре карданной передачи выявляют разрушение упругой муфты, изгиб вала и подтекание масла из картера главной передачи. Обслуживание карданной передачи сводится к замене смазки в крестовинах (шприцеванием пресс-масленок), доливу или замене масла в мосте (согласно карте обслуживания). При возникновении течи масла ее необходимо устранить.

Обслуживание карданной передачи («Урал»)

1 — заливная и контрольная пробка заднего моста;
2 — пресс-масленка крестовины

 

по материалам www.zr.ru